Рекомендации абитуриенту
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Неправильный выбор профессии имеет для человека серьезные социальные и психические последствия: человек не достигает, того успеха, который мог бы иметь в случае адекватного выбора профессии, не получает удовлетворения как от результатов своего труда, так и от самого процесса труда, а это может привести к психологической деформации личности. В то же время практика показывает, что если специальность выбрана правильно, по призванию, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения и приносит материальную пользу и человеку, и обществу. Определяя свой дальнейший профессиональный путь, необходимо знать об основных затруднениях и ошибках при выборе профессии, которые были выделены Е.А. Климовым:
1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий.Это порождает ощущение «фатальности» выбора. Когда неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь – это постоянно чередующиеся выборы. Еще К.Маркс выступал против «призвания», закрепляющего человека за определенной трудовой функцией и призывал к тому, чтобы человек в ходе жизни постоянно осваивал все новые и новые виды деятельности и именно это обеспечивает его «гармоничное развитие». Он даже писал, что «природа крупной промышленности требует постоянного движения рабочей силы», когда «каждые пять лет работник вынужден будет менять профессию», что связано с постоянным изменением и развитие самого производства. Частично прогнозы К.Маркса подтвердились и на современных предприятиях успешные карьеры чаще складываются у тех, кто осваивает хотя бы смежные профессии.
2. Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «второго сорта». Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества. Недаром на цивилизованном Западе все чаще такие непрестижные профессии как «мусорщик» оплачиваются достаточно высоко и, наоборот, работники престижных творческих профессий далеко не всегда получают высокие зарплаты. Одно из объяснений: сама творческая работа уже является высокой наградой и потом. Если все захотят быть престижными творцами, то кто будет мусор убирать?... По поводу мусора можно также заметить, что культура вообще начинается с того, что производимый мусор не оставляется, а убирается или энергия мусора как-то аккумулируется в иное качество.
3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они – это называется выбор «за компанию». И если сам товарищ даже обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и его друзья должны за ним следовать. Все-таки у каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье.
4. Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся экономикой. И тогда подросток начинает думать, что все экономисты – успешные люди, зарабатывающие хорошие деньги, что не всегда соответствует действительности. Поэтому в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Надо помнить, что далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А успешные люди есть в каждой профессии.
5. Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолог школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.
6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные предметы должны выполнять и профориентационную роль, т.е. ориентировать школьников в соответствующей профессиональной деятельности. Но реально многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от практики. Например, история как учебный предмет далеко не всегда соответствует работе настоящего историка, буквально «страдающего» (имеются в виду «творческие муки», которые являются естественным и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспособности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет. Самообразование обычно носит более консервативный (и даже догматичный) характер, когда учеников и студентов больше знакомят с консервативной частью данной науки или данной сферы производства, тогда как реальная практика больше ориентирована на решение конкретных проблемных вопросов. И решение этих проблемных практических вопросов предполагает особые сложности профессионального общения с коллегами, руководителями, заказчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говорят явно недостаточно.
7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства.Многие технические профессии ранее включали значительный элемент «ручного» и даже рутинного труда, а также были связаны с не очень благоприятными условиями (повышенной загрязненностью, шумом, травмоопасностью и т.п.). На многих современных предприятиях работники работают в гораздо более комфортных (эргономичных) условиях и недаром даже появился термин «синие воротнички», когда можно работать, если и не в белых рубашках, но вполне прилично одетыми. Ведь на современном производстве все больше технологических процессов автоматизируются и не требуют, как раньше, больших физических и психофизиологических затрат.
8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, но явный не учет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится сильно расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящем удовлетворение и счастье человеку.
9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости может вызвать у неподготовленного человека не только нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.
10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой-то активности результат может оказаться не удачным. И здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале – систематическая профориентационная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.
1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий.Это порождает ощущение «фатальности» выбора. Когда неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь – это постоянно чередующиеся выборы. Еще К.Маркс выступал против «призвания», закрепляющего человека за определенной трудовой функцией и призывал к тому, чтобы человек в ходе жизни постоянно осваивал все новые и новые виды деятельности и именно это обеспечивает его «гармоничное развитие». Он даже писал, что «природа крупной промышленности требует постоянного движения рабочей силы», когда «каждые пять лет работник вынужден будет менять профессию», что связано с постоянным изменением и развитие самого производства. Частично прогнозы К.Маркса подтвердились и на современных предприятиях успешные карьеры чаще складываются у тех, кто осваивает хотя бы смежные профессии.
2. Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «второго сорта». Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества. Недаром на цивилизованном Западе все чаще такие непрестижные профессии как «мусорщик» оплачиваются достаточно высоко и, наоборот, работники престижных творческих профессий далеко не всегда получают высокие зарплаты. Одно из объяснений: сама творческая работа уже является высокой наградой и потом. Если все захотят быть престижными творцами, то кто будет мусор убирать?... По поводу мусора можно также заметить, что культура вообще начинается с того, что производимый мусор не оставляется, а убирается или энергия мусора как-то аккумулируется в иное качество.
3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они – это называется выбор «за компанию». И если сам товарищ даже обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и его друзья должны за ним следовать. Все-таки у каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье.
4. Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся экономикой. И тогда подросток начинает думать, что все экономисты – успешные люди, зарабатывающие хорошие деньги, что не всегда соответствует действительности. Поэтому в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Надо помнить, что далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А успешные люди есть в каждой профессии.
5. Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолог школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.
6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные предметы должны выполнять и профориентационную роль, т.е. ориентировать школьников в соответствующей профессиональной деятельности. Но реально многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от практики. Например, история как учебный предмет далеко не всегда соответствует работе настоящего историка, буквально «страдающего» (имеются в виду «творческие муки», которые являются естественным и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспособности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет. Самообразование обычно носит более консервативный (и даже догматичный) характер, когда учеников и студентов больше знакомят с консервативной частью данной науки или данной сферы производства, тогда как реальная практика больше ориентирована на решение конкретных проблемных вопросов. И решение этих проблемных практических вопросов предполагает особые сложности профессионального общения с коллегами, руководителями, заказчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говорят явно недостаточно.
7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства.Многие технические профессии ранее включали значительный элемент «ручного» и даже рутинного труда, а также были связаны с не очень благоприятными условиями (повышенной загрязненностью, шумом, травмоопасностью и т.п.). На многих современных предприятиях работники работают в гораздо более комфортных (эргономичных) условиях и недаром даже появился термин «синие воротнички», когда можно работать, если и не в белых рубашках, но вполне прилично одетыми. Ведь на современном производстве все больше технологических процессов автоматизируются и не требуют, как раньше, больших физических и психофизиологических затрат.
8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, но явный не учет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится сильно расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящем удовлетворение и счастье человеку.
9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости может вызвать у неподготовленного человека не только нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.
10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой-то активности результат может оказаться не удачным. И здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале – систематическая профориентационная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.